Спрос на персонализированные лекарственные формы стимулирует инновации
Спрос на персонализированные решения по доставке лекарственных средств растет и служит основой ценных инновационных возможностей.
Felicity Thomas, редактор журнала Pharmaceutical Technology Europe, интересовалась мнением экспертов об основных тенденциях в области разработки лекарственных средств и самых перспективных лекарственных формах.
На протяжении многих лет на эволюцию форм дозирования лекарств влияли различные факторы, в том числе растущая сложность соединений, поступающих в систему разработки, старение населения, повышенное внимание к нишевым терапевтическим рынкам, а также ориентированность на пациентов. Несмотря на то, что пероральные твердые лекарственные формы остаются наиболее популярными в отрасли благодаря их удобству, экономичности и простоте использования, необходимы инновационные подходы к доставке, чтобы удовлетворить растущий спрос на более специализированные решения.
«За последние 5 – 10 лет возросшая конкуренция на рынке, сложность АФИ и внимание к ориентированным на пациента препаратам привели к повышению спроса на индивидуальные решения по доставке лекарственных средств, – утверждает Андрей Кузьмов (Andriy Kuzmov), научный сотрудник в области инноваций по доставке лекарственных средств компании Catalent. – В условиях растущей конкуренции важно, чтобы новые препараты отличались от препаратов конкурентов тем, что удовлетворяют уникальные потребности пациентов целевой группы. Этого можно добиться за счет уменьшения количества принимаемых пациентом таблеток, улучшения их вкусовых качеств и глотаемости, устранения вариабельности в результате воздействия пищи, снижения частоты применения».
Ключевые тенденции
Одной из ключевых тенденций, влияющих на разработку лекарственных средств, является увеличение количества биопрепаратов и, следовательно, необходимость поиска новых способов эффективной доставки таких сложных соединений, отмечает Jeremy Drummond (Джереми Драммонд), старший вице-президент по развитию бизнеса, MedPharm. «Биопрепараты создают новые проблемы с точки зрения упаковки, анализа, доставки и стабильности», – говорит он. Опираясь на опыт работы с аптамерами, г-н Драммонд добавляет, что была проделана работа по демонстрации возможности доставки биологических препаратов местно, несмотря на традиционные проблемы, возникающие в связи с большой молекулярной массой, которая потенциально препятствует проникновению через кожу [1].
В результате возросшего интереса к биофармацевтическим препаратам промышленность стала уделять повышенное внимание разработке лекарственных средств для парентерального введения, комментирует Торкель Грен (Torkel Gren), научный и технический сотрудник компании Recipharm. «Еще одной движущей силой разработки продуктов для парентерального введения является растущий интерес к препаратам для госпитального ухода, – продолжает он. – Люди начинают понимать, что, несмотря на то, что парентеральное введение препаратов менее удобно, чем их пероральный прием, это не так сложно. При многих более серьезных показаниях инъекционные лекарственные формы более приемлемы с учетом соотношения их пользы и неудобств. Разработка удобных и надежных автоинжекторов, конечно же, вносит существенный вклад в использование этой возможности».
Стив Род (Steve Rode), менеджер по развитию бизнеса (подразделение «Капсулы и ингредиенты для здравоохранения») компании Lonza, уточняет, что рост числа биопрепаратов, а также малых молекул, доставляемых альтернативными путями, является одним из главных трендов в отрасли. «Инновации в области крупных молекул и биотехнологических препаратов также означают повышенное внимание к разработке и пероральной доставке более крупных молекул, таких как белки, пептиды и моноклональные антитела, – говорит он. – Таким образом, рынок оказывается в выигрыше как от постоянного внимания к пероральной доставке малых молекул, так и от действий разработчиков, которые стремятся создать механизмы доставки больших биологических молекул тем же путем. В последнее время появились биотерапевтические средства, содержащие живые организмы, для которых необходимы специфические формы дозирования, обеспечивающие стабильность и целенаправленную доставку».
Использование более высокоактивных соединений привело к необходимости разработки лекарственных препаратов, содержащих АФИ в низкой дозе, что повлияло как на разработку рецептур, так и на стратегии производства лекарственных форм с таргетированной доставкой, объясняет Ричард Шук (Richard Shook), директор по техническому сервису лекарственных препаратов и интеграции бизнеса компании Cambrex. «Специалисты в области рецептур должны использовать целостный подход к разработке, интегрируя соответствующие вспомогательные вещества и обеспечивая стабильность и равномерность распределения компонентов в готовой лекарственной форме, – утверждает он. – В ходе разработки технологического процесса стратегия производства должна быть надежной, обеспечивая баланс между эффективностью и рентабельностью».
Более сложные в разработке и производстве соединения, требующие новых рецептур и/или стратегий доставки для достижения желаемого терапевтического эффекта, продолжают активно формировать новые направления, утверждает Лонни Бариш (Lonnie Barish), вице-президент по развитию бизнеса и маркетингу компании Bora Pharmaceuticals. «Спрос на экспертные знания о том, как преодолеть проблемы, связанные с низкой растворимостью, недостаточной проницаемостью или коротким периодом полураспада, стремительно растет. Производители лекарственных средств все чаще прибегают к экспертным техническим решениям контрактных организаций по разработке и производству (contract development and manufacturing organizations – CDMO) для использования этих АФИ в коммерческом производстве», – говорит он.
Пол Киппакс (Paul Kippax), директор фармацевтического подразделения компании Malvern Panalytical, подчеркивает, что стремление к использованию труднорастворимых АФИ привело к необходимости разработки все более сложных рецептур и процессов, даже для «простых» твердых лекарственных форм для перорального применения. «Такие технологии, как микронизация АФИ или наноизмельчение, применяются для улучшения растворимости АФИ, – отмечает он. – Кроме того, компании стремятся использовать аморфные АФИ, которые по своей природе менее стабильны, но демонстрируют более высокую растворимость. В результате выполнения этих условий значительно возросли требования, предъявляемые к средствам измерения физикохимических показателей, которые необходимы для подтверждения микроструктуры и стабильности АФИ в составе рецептуры».
По словам Роба Ли (Rob Lee), президента подразделения CDMO компании Lubrizol Life Science Health, сильнее всего на готовые лекарственные формы влияют такие тенденции как растущее применение инъекционных препаратов пролонгированного действия, имплантов и использование нерастворимых в воде молекул. «Нерастворимые в воде соединения всегда были рядом, но благодаря новым технологиям разработки лекарственных средств мы можем вводить их в рецептуру, а не пренебрегать ими, как это делалось несколько десятилетий назад, – заявляет он. – Это означает, что все больше сложных в разработке рецептур соединений имеют шанс попасть на рынок для применения в передовых методах лечения».
«В последние несколько лет наблюдается рост спроса на современные лекарственные формы, такие как препараты с контролируемым высвобождением, мультипартикулярные таблетки, распадающиеся в ротовой полости таблетки, назальные препараты или новые соединения с фиксированным содержанием ингредиентов, – добавляет г-н Кузьмов. – Новые лекарственные формы позволяют решать основные проблемы пациентов, способствуя соблюдению протокола лечения, обеспечивая правильное введение препарата в необходимой дозе или улучшая качество жизни пациента».
Продолжение статьи читайте в журнале «Фармацевтическая отрасль», № 4 (81) 2020 или на сайте.
06.10.2020